+7(916) 522-77-01

Благотворительный проект доктора Багировой А.М.

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ВРАЧА

Психология общения. 9 класс.

Общение – это сложный, многоплановый информационный процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности; самостоятельный вид человеческой деятельности и атрибут других видов человеческой деятельности.

В процессе общения происходит передача и прием сообщения с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие.

В процессе общения выделяют следующие фазы:

1) фаза взаимонаправленности;

2) фаза взаимоотражения (психическое отражение партнера, то есть осознание индивидом ситуации действия);

3) фаза взаимоинформирования (собственно действие);

4) фаза взаимоотключения (свертывания контакта).

При общении выделяют три зоны восприятия пространства:

1) интимная (20–30 сантиметров до тела человека) – для очень близких людей;

2) личностная (один метр до тела человека) – для людей, с которыми установлены ровные отношения;

3) социальная (три метра до тела человека) – допускаются все за исключением тех, кто не приятен человеку и вызывает у него дискомфорт.

Знание закономерностей общения является очень важным как для педагога, так и для врача, юриста, бизнесмена.

 Структура общения

В структуре общения различают:

1) коммуникативную сторону;

2) интерактивную сторону;

3) перцептивную сторону.

Типы взаимодействия:

1) положительные – взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности:

а) кооперация;

б) согласие;

в) приспособление;

г) ассоциация;

2) отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий:

а) конкуренция;

б) конфликт;

в) оппозиция;

г) диссоциация.

Факторы, влияющие на тип взаимодействия:

1) степень единства подходов к решению проблем;

2) понимание обязанностей и прав;

3) способы решения возникающих проблем и др.

Структурные элементы социальной перцепции:

1) субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;

2) объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;

3) процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.

Токсикомания у подростков

Токсикомания у подростков - это распространенное явление, подростки нюхают клей, бензин, растворители и все, что может вызвать эффект опьянения. Отравление организма ядами создает иллюзию наркотического опьянение, влияет на разум и часто становится причиной гибели молодых людей. Токсикомания очень опасна и наносит порой непоправимый вред, нужно знать об этом и уметь вовремя остановить ребенка, если он пристрастился к вдыханию ядовитых веществ. 

Признаки токсикомании у подростков

Характерные признаки токсикомании у подростков подразумевают наличие клея, бензина, растворителей, ухудшение способности разумно мыслить, сильный запах химикатов от одежды, полиэтиленовые пакеты с резким запахом, остекленевший взгляд  и очень бледное лицо, напоминающее лицо больного человека. 

Токсикомания у подростков развивается под влиянием нескольких причин

1. Психологические: у подростков наблюдается потребность в самостоятельности и независимости от взрослых, связанная с чувством взрослости, они легко поддаются негативному влиянию, в том числе и увлечению токсикоманией.

2. Социальные: подростковыми токсикоманами чаще становятся в тех семьях, где жизнь подростков пущена на самотек, родители в личную жизнь детей не вмешиваются (либеральный стиль воспитания).

3. Бытовые токсикоманы - подростки: насыщение быта различными химическими средствами. Широкое распространение средств бытовой химии и токсикомании почти совпадает по времени.

Выявление токсикомании у подростков

Наиболее надежным способом выявления токсикомании является обращение к наркологу, врач сможет быстрее распознать наличие зависимости как таковой и путем исключения наркомании и алкоголизма можно достоверно определить, что подросток использует в качестве средства опьянения летучие химические компоненты.

Лечение токсикомании у подростков

Лечение токсикомании у подростков очень сложное, так как в основном это связано с нарушениями психических процессов, поэтому наиболее эффективным способом помощи токсикоманам является программа реабилитации, которая не просто устранит негативные последствия отравления организма, но и сможет дать человеку понимание, почему важно прекратить нюхать химию и к чему это может привести. Реабилитация также направлена на повышение общего уровня развития ребенка, формирования жизненных целей и приобретения способностей, необходимых для достижения поставленных в жизни целей.

Информация вербальная и невербальная

Вербальная

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса. Каждый из них необходимо рассмотреть в отдельности.

Коммуникации - это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. Общение людей осуществляется с помощью вербальных и невербальных коммуникаций.

Вербальные коммуникации - это устные и письменные сообщения. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. 

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Выделяют следующие виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником). Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации; полемический; фактический (поддержание контакта).

В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры:

Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания.

Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию.

Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур.

Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.

Невербальная

В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы, можно увидеть настроение, желания, помыслы вашего партнера. Как заметил однажды признанный знаток людей, легче изменить свое мировоззрение, чем свой в высшей степени индивидуальный способ подносить ложку ко рту.

В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию.

К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Виды невербальных средств общения

Мимика.

Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).

Мимика бывает разная:

Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.

Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении.

Жесты

Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние.

Мы различаем: указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные, касательные жесты.

Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание.

Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки.

Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

Важной деталью в одежде являются украшения

К средствам украсить самого себя относятся следующие:

Наколки, раскраска и татуировка, прическа, парфюмерия, маникюр, макияж, аксессуары.

С помощью украшений напоказ выставляются социальный статус, готовность вступить в контакт, агрессивность, приспосабливаемость, авантюрность натуры, личностные особенности. Украшения в виде косметики, париков и парфюмерных средств служат в большинстве случаев как дополнительные наряды.

Крест. Благодаря своей конструкции (горизонтально – высота, вертикально – стабильность, а прямой угол – фиксированность) крест и выражает именно эти свойства. В силу религиозного чувства защищенности он придает ощущение некой безопасности. Причем к выбору этого украшения приводит не действительно демонстрируемое поведение, а потребность.

Кожаные браслеты. Такое украшение носят и при отсутствии прямой необходимости (у спортсменов). Оно должно выражать подчеркнуто сильную натуру и служить в качестве украшающего ремешка на запястье.

Кусочки меха и другие трофеи. Если их носят на запястье или на шее, то тогда они сигнализируют о выдержке, и судя по ним, можно определить победителя.

Мех и мишура. Производят женственно-мягкое впечатление. Непосредственный контакт меха с кожей свидетельствует о желании испытать нежное обращение.

Мелкие и изящные украшения. Они выражают то, что их обладатель ощущает себя маленьким и слабым человеком, нуждающимся в участии и бережном обращении. Тот, кто носит маленькие и изящные украшения, хотел бы казаться любезным и душевным человеком.

Крупные украшения. Они обычно бросаются в глаза и выражают стремление получить признание своего социального статуса.

Психологические аспекты профессиональной ориентации

Понятие профориентации в психологии

Профориентация в психологии – очень объемное понятие и предполагает широкий, выходящий за рамки психологии и педагогики комплекс мер по оказанию помощи при выборе профессии. 

Важно отметить, что основной акцент в профориентационной работе был сделан на профориентацию школьников. Ученые Н.Ф. Гейжан и А.Иовайша в своих работах подчеркивают необходимость предварительной подготовки к профессиональному выбору, которая заключалась в формировании профессиональных интересов в рамках учебного процесса профессиональной практики. И.Ф. Гейжан значимым фактором формирования профессиональной направленности считает воспитание гражданской нравственности. 

Проблема профориентации рассматривается как проблема помощи в профессиональном самоопределении школьников. Главными становятся вопросы, связанные с изучением и развитием личности. Были разработаны принципы, провозглашающие значимость постепенного формирования профессионального выбора. Предполагалось, что в помощи может участвовать несколько сторон: школьник, родители, учителя, профконсультант, система УПК или другой ознакомительной практики. Разрабатываются системы комплексного изучения личности и профориентация способствовать решению задач личности, а не заполнению свободных рабочих мест. Профконсультант играет роль помощника, который знакомит с миром профессий, диагностирует интересы и способности, советует то или иное направление. 

Игры для определения профессий

ИГРА «АССОЦИАЦИЯ»

Цель:   выявить  истинное  отношение   школьников  к  разным  профессиям   и  по

возможности подкорректировать это соотношение.

Условия игры. Количество участвующих весь класс (учащиеся VII-VIII классов, а также учащиеся более старших классов). Время на первое проигрывание 15 минут, последующие проигрывания по 5—7 минут. Для игры необходима классная доска.

Процедура (этапы) игры. Игра начинается без явно выраженного подготовительного этапа (вхождение в игру осуществляется на первом-втором этапах).

1. Объявляется название игры и выбираются 3 главных игрока (ими могут быть любые учащиеся класса).

2. Объясняются условия игры (инструкция): «Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает какую-нибудь профессию.  Потом 3  человека  войдут  и  попробуют ее отгадать с помощью ассоциативных вопросов, например: «Какого цвета эта профессия?». «Какой запах напоминает?». «Какая мебель используется?» и т.д. Можно спросить у учащихся, не играли ли они в игру «Ассоциация», когда вместо профессии загадывается человек.

Опыт показывает, что не все учащиеся сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Можно взять для разбора профессии «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии скорее всею белый, запах — что-то связано со спиртом (лекарство слишком наводящий ответ), мебель — стеклянный шкаф или кушетка.

3. Далее ведущий дает инструкцию отгадывающим: «Каждый из вас может задать но 2 таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течение 2-3 минут продумайте свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке отгадать профессию».

4. Три человека выходят из класса. Класс быстро загадывает профессию, а ведущий предупреждает   всех,   что   спросить   могут  каждого,   поэтому   надо   быть   готовым   к правильным, но не наводящим ответам.

5. Ведущий приглашает грех человек (отгадывающих), которые по очереди задают вопросы классу. Сам ведущий кратко записывает на доске вопросы       ответы, следит за тем, чтобы вопросы задавались конкретным учащимся, а не всему классу, и следит за динамикой тиры.

6. Когда  все  вопросы и ответы произнесены (и записаны на доске),  ведущий предлагает в течение одной минуты продумать трём отгадывающим свои ответы. В этот момент ведущий предлагает классу посмотреть на доску   и подумать,  чьи ответы на ассоциативные вопросы были не очень удачные.

7. Отгадывающие называют свои варианты ответов. Эти ответы могут не совсем совпадать с угаданной профессией. Например, загадана профессия «военный летчик», а ответы такие: «космонавт», «милиционер», «автогонщик». Как видно, военный лётчик и космонавт довольно близки. Право определить, отгадали школьники профессию или нет, должно быть предоставлено классу. Однако окончательно этот вопрос решается после обсуждения. Загаданная профессия, естественно, называется.

Осуждение игры (проигрывание). Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если класс не согласен с ответом, можно попросить ученика, давшего такой ответ, дать объяснение. Нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер» и на вопрос «Какого цвета профессия?» был дан ответ: «чёрно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл.

При выявлении неудачных ответов классу предлагается тут же придумать ответы, более соответствующие загаданной профессии.

Участвовать в этом может и ведущий, корректируя таким образом, представления учеников о профессии.

У отгадывающих можно спросить также, какие ответы лучше всею помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение. После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл (возможен и ничейный результат).

Диагностические возможности игры. Игра позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям, и, поскольку характер этого отношения сильно влияет на выбор профессии, ведущий получает довольно важную информацию о классе в целом и об отдельных учащихся, так как за один урок в отдельной игре могут принять активное участие многие школьники.

Типичные трудности. Бывают случаи, когда отгадывающие входят в класс с неподготовленными вопросами или не успевают придумать варианты ответов. Ведущий должен не помогать играющим, а, наоборот, обострять игру: «Если вы не готовы, то ваша команда проигрывает...» В лом случае школьники поймут, что играют с ними серьезно, и это повысит их интерес как к игре, так и к теме занятия.

Перспективы использования игры. В перспективе можно разработать специальный перечень ассоциативных вопросов, помогающих отгадывающим лучше подготовиться, а ведущему лучше организовывать игру и обсуждение в ситуации меньшей неопределенности. Можно также использовать в игре не одну, а две (соревнующиеся) группы отгадывающих. Можно загадывать не только профессии, а конкретные места работы, учебные заведения, образ типичных представителей тех или иных профессий (типичных работников).

Специфика игры «Ассоциация» в ориентации на эмоциональные отношения учащихся. Развёрнутая схема анализа профессии предлагается в игре «Угадай профессию».

Подросток обратился с проблемой

Когда на приеме у психолога — семья с подростком, можно рекомендовать следующую этапность работы.

Присоединение. Используются различные виды «при¬соединения», описанные в литературе, а, кроме того, не¬обходимо обратить внимание на некоторые особенности.

В самом начале сбора анамнеза необходимо исследо¬вать текущую жизнь подростка. Расспрос о жизни юноши или девушки — школьной деятельности, успеваемости, со¬ставе семьи, отношениях с друзьями, увлечениях — даст возможность специалисту получить объективные данные и незаметно вовлечь подростка в разговор на избегаемые темы. Подростка следует побудить к рассказу о друзьях (воз¬можно в анонимной форме), включая знакомых, пробую¬щих алкоголь и наркотики. 

Сбор информации. 

Сбор информации в первичном интервью достигает, по меньшей мере, нескольких целей.

> Получение биографических, диагностических и анам¬нестических данных («длинник» и «поперечник»).

>   Изучение общей картины проблем (симптома) клиен¬та, его отношения к ним (эгодистонное, эгосинтонное расстройство).

>  Выяснение влияния на симптомы или поведение оп¬ределенных событий и их последствий, воздействия микросоциального окружения на происхождение про¬блем.

>  Выявление   специфических   автоматических   мыслей, предшествующих отрицательным  эмоциям или деза-даптивному поведению.

>  Демонстрация   клиенту   его   способа   избирательной фиксации негативной информации и получения лож¬ных выводов.

>  Поиск ресурсов личности, основанный на признании компетентности клиентов.

>  Подчеркивание  наиболее  важных  проблем,  которые могли бы послужить ключом к психотерапии.

>  Открытие доступа к дискуссии по поводу дезадаптив-ных паттернов поведения.

>  Установление степени устойчивости к стрессу, выяс¬нение способов совладения со стрессорами.

>  Выяснение «условной приятности» симптомов.

Семейный  анамнез  

>  Прародительские семьи. Генеалогия семьи матери кли¬ента. Генеалогия семьи отца клиента. Характеристики прародительских семей (состав, особенности характе¬ров, взаимоотношения между членами семей, заболе¬вания и т. д.). Родительская семья. Возраст при вступ¬лении в брак,  условия,  при  которых он  заключен, наличие предыдущих браков, причины разводов. На-личие в семье других членов (кто, в каких отношени¬ях, возраст и т. д.). Краткое описание членов семьи и микросоциального   окружения   (использование   гено-граммы и экокарты).

>  Недавние изменения в составе семьи и окружении.

>  Семейные надежды и планы.

>  Демографическая информация.

>  Общая характеристика семьи: состав (полная, непол¬ная), гармоничная, проблемная, асоциальная, стадия жизненного цикла, семейные истории и мифы, гори¬зонтальные и вертикальные стрессоры.

>  История жизни  нескольких поколений, связанная с важной темой,  отражающей предъявляемые жалобы, ограничивающие взаимодействия, установки. 

Жалобы. Предъявленные жалобы начинаются с описа¬ния имеющихся жалоб словами инициатора обращения или того, кто первым вступил в контакт. 

Особенности личности подростка.

>  Физическое состояние: рост, вес, физические особен¬ности. Соматический статус, включая оценку полового развития. Соответствие физического развития возрас¬ту, ретардация, акселерация.

>  Характеристика  степени  личностной  зрелости.   Вре¬менная перспектива (жизненные планы).

>   Внутренняя картина болезни (как понимает подросток свои симптомы, их значение). Объяснения (понима¬ние) родственников (матери, отца, других родственни¬ков) по тем же критериям. 

>   Самооценка (адекватная, низкая, завышенная).

>   Мотивы поведения. Надо исследовать мотивы поведе¬ния особенно в сексуальной сфере и сфере агрессии. Обратить    внимание    на   иерархию    мотивационно-потребностной сферы, выяснить блокировку основных потребностей, определить временную перспективу

>   Защитные факторы (ресурсы): личностные, семейные особенности, опыт и знания, предохраняющие от фак¬торов риска и способствующие быстрому восстановле¬нию душевных сил

>   Способность к адаптации, устойчивость к стрессу. Ко-пинг-механизмы (механизмы совладания с трудностя¬ми и со стрессом). Защитные системы. Наличие защи¬ты можно изучать по наличию или отсутствию фобий, обсессивно-компульсивного поведения (невротические механизмы защиты — бессознательные способы ре¬дукции эмоционального напряжения).

>   Ресурсы и положительные особенности ребенка.

>   Подчеркивание   наиболее   важных   проблем,   которьк могли бы послужить ключом к психотерапевтическор воздействию.

>   Получение информации о мотивации клиента к работе с психологом.

>  Улучшение, отмеченное после первого контакта.

>  Диагноз.

Заключение. Содержит информацию, отражающую биопсихосоциальные причины происхождения проблемы или расстройства. Заключение должно отражать диагноз, необходимость проведения дифференциального диагноза, в случае проведения психодиагностического исследования — необходимость изучения конкретных психических функций, например, мышления.

Этот алгоритм не только имеет значение для формиро¬вания гипотезы,-но также и оказывает непосредственное влияние на программу психологической коррекции и пси¬хотерапии.

Психологическое сопровождение учащихся при подготовке к ГИА

Советы выпускникам

Подготовка к экзамену

Подготовь место для занятий;

Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета;

Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы;

Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего;

Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут— перерыв;

Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.

Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов;

Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха;

Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена

Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя.

В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

Если на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

Перед началом тестирования

В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д).

Будь внимателен! От того, как ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

Во время тестирования

Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся.

Внимательно прочитай вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его, чтобы потом к нему вернуться.

Начни с лёгкого!

Думай только о текущем задании!

Научись пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.

Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать её глазами и заметить явные ошибки.

Если не уверен в выборе ответа, доверься интуиции!

 

Setup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно