+7(916) 522-77-01

Благотворительный проект доктора Багировой А.М.

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ВРАЧА

Темперамент и характер. 11 класс.

Темперамент (лат. temperamentum — соотношение, смешение частей, соразмерность) — комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности — интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.

Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся в темпераменте, обусловливает ряд следующих психических особенностей индивида.

1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность.

2. Преимущественную подчиненность повеления внешним впечатлениям — экстраверсия или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям — интроверсия.

3. Пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов, их гибкость либо ригидность.

4. Чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, их устойчивость. С эмоциональной устойчивостью связаны уровни тревожности и напряженности.

В отдельных видах темперамента происходит «смешение» рассмотренных качеств в индивидуальных пропорциях.

Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции

Рассмотренные выше четыре вида темперамента обычно не бывают представлены в чистом виде. Люди, как правило, обладают смешанными темпераментами, но тот или иной вид темперамента преобладает. Теоретически разделяя темпераменты на четыре вида, следует различать индивидуальный тип темперамента и соответствующий ему комплекс особенностей высшей нервной деятельности. 

Психические состояния, вызываемые различными жизненными обстоятельствами, в значительной мере зависят от типа темперамента человека. Однако его культура поведения зависит не от темперамента, а от воспитания. В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, жизненным задачам, окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. 

От темперамента зависят динамические особенности характера человека — стиль его поведения. Темперамент — «природная почва», на которой происходит процесс формирования отдельных свойств характера, развитие отдельных способностей человека.

Под влиянием жизненных условий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика — энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его темперамента. Но при необычных сверхсильных воздействиях, в опасных ситуациях ранее сформированные тормозные реакции могут растормозиться. Холерики и меланхолики более расположены к нервно-психическому срыву. Наряду с этим научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям.

Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы — экстраверсию и интроверсию. Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению). Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира, они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.

Среди качеств темперамента особо выделяются также ригидность и пластичность.

Ригидность — инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности.

Существуют несколько видов ригидности:

сенсорная - пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула;

моторная - трудность перестройки привычных движений;

эмоциональная - продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия;

памяти - пересерверация, навязчивость образов памяти;

мышления - инерция суждений, установок, способов решения задач.

К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих. Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.

Темперамент и характер

Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь:

от темперамента зависят динамические особенности проявления характера. 

темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют;

в зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера;

существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера — благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.

Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его повелении, в его поступках.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент оказывает воздействие на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельностью, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. 

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). 

В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие — тревожность, сдержанность — импульсивность. переключаемость — ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

Типы и черты характера человека

Характер (греч. — примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Характер понимается и как:

система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;

мера уравновешенности внутреннего и внешнею миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;

отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям, коллективизм и противоположенные черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);

черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность);

черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты — самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий

себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);

черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

Астеники (от греч. - слабый) - люди худые, с удлиненным лицом. длинными руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера - шизотимики — люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. 

Атлетики (от греч. - свойственный борцам) - люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера - иксотимики — люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. 

Пикники (от греч. - плотный. толстый) - люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тин характера - циклотимики - люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. 

Общее понятие о характере и его проявлениях

В психологии понятие характер (от греч. сharacter — “печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие “характер” относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер — это не просто любое проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. 

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Взаимоотношение характера и темперамента

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом.

В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

отождествление характера и темперамента;

противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антогонизма между ними;

признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью ;

признание темперамента природной основой характера.

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. 

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. 

В конечном счете, черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином, целостном облике человека, образуя неразделимый сплав — интегральную характеристику его индивидуальности.

Структура характера

Однако большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются комплексными и практически не поддаются классификации по отдельным свойствам и состояниям. В то же время отдельные качества волевой (решительность, самостоятельность т.д.), эмоциональной (оптимизм, жизнерадостность и т.д.) и интеллектуальной (глубина ума, критичность и т.д.) сфер могу быть рассмотрены как составляющие особенности характера человека и использованы для его анализа. Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость. Если человек смел, то есть основание предполагать, что он будет обладать и инициативностью (не боясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения), самоотверженностью, щедростью. От человека общительного можно ожидать стремления поделиться своими переживаниями, доверчивости, дружелюбия и пр.

В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными. 

Характер человека проявляется в системе отношений:

В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черта характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т. д.).

В отношении к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность и т. д.).

В отношении к себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность, гордость — приниженность и т. д.).

В отношении к собственности (щедрость — жадность, бережливость — расточительность, аккуратность — неряшливость и т. д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Так, например, если человек проявляет грубость, то это касается его отношений к людям; но если при этом он работает учителем, то здесь уже необходимо говорить о его отношении к делу (недобросовестность), об отношении к самому себе (самовлюбленность).

В структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Так, люди одной национальности находятся в сложившихся на протяжении многих поколений условиях жизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта; развиваются под влияние сложившейся национальной структуры, языка. Поэтому люди одной национальности по образу жизни, по привычкам, правам, характеру отличаются от людей другой. 

Характер и личность

Характер — система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

Формируясь в социальных условиях, испытывая влияние требований социальной среды, характер в динамических проявлениях связан с генетическими особенностями индивида, типом его высшей нервной деятельности. Однако из генетического арсенала индивид черпает лишь то, что необходимо для разрешения устойчивой системы жизненных задач.

В отличие от понятия «личность» понятие «характер» охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные стороны поведения человека. Механизмом формирования социально существенных поведенческих особенностей индивида является обобщение тех способов поведения, которые дают наилучший приспособительный эффект в данной социальной среде. Динамические же особенности реализации поведенческой стратегии связаны с природными конституционально-функциональными особенностями индивида.

Физиологическая основа поведения индивида охватывается понятием «темперамент», социально обусловленная же сфера его поведения — понятием «характер». Темперамент более соотнесен с природно-бессознательной сферой, со сферой эмоций, характер — с волевой сферой. Однако это взаимосвязанные сферы человеческой психики. Отличительные черты, свойственные индивиду от природы, накладывают отпечаток и на его характер. т. е. социально сформированные способы его поведения. 

В характере закрепляются социально типическое и индивидуальное своеобразие человека, особенности его социализации, воспитания.

Одни черты характера выступают как ведущие, определяющие характерологический облик личности, другие могут быть второстепенными. Существенным качеством характера является сбалансированность его черт — цельность, устойчивость, уравновешенность. Гармоническому характеру свойственны реалистический уровень притязаний, уверенность индивида в своих силах, последовательность и настойчивость в достижении основных жизненных целей.

Характер и личность

Вообще при попытке развести понятия «характер» и «личность» возникает значительное количество проблем.

В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих двух понятий:

характер и личность практически отождествляются, т.е. эти термины употребляются как синонимы;

характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура;

личность понимается как специфическая часть характера;

личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования.

Избежать смешения понятий характера и личности можно, если придерживаться более узкого их толкования. Представление о личности в узком смысле было уже разобрано. Более специальное понимание характера далее.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности.

Игры для определения профессий

Деловая игра «Телефонный звонок работодателю»

Проведение деловой игры повышает компетентность участников в решении следующих задач:

широта представлений участников о вариантах поиска работы;

освоение практических навыков ведения телефонных переговоров;

нейтрализация возможного негативного опыта ведения телефонных переговоров в прошлом;

формирование психологической готовности к активному поиску работы.

Для участия в игре приглашаются двое: "работодатель" и "кандидат на вакантную должность". Действия "работодателя" задаются "Диалоговыми карточками-заданиями" (см. ниже), определяющими условия телефонного разговора. "Кандидат" располагает одним из резюме (текст, красиво напечатанный на листе бумаги формата А4 и доводящий до сведения работодателя, почему из всех возможных претендентов на вакантную должность он должен выбрать именно Вас: Ф.И.О.. телефон, факс, адрес, дата рождения, цель поиска работы, образование, опыт работы, повышение квалификации, профессиональные умения и навыки, специальные знания, профессиональные достижения, дополнительные сведения, личные качества, рекомендации (по возможности) и краткие информационные сообщение о себе. В идеале, участники телефонного разговора обеспечены телефонными аппаратами и не имеют возможности видеть друг друга. Если эта возможность отсутствует, то игра проводится в имитационной форме (важно лишь обеспечить невозможность для собеседников видеть друг друга). Время телефонного разговора ограничено двумя минутами. Цель "кандидата": добиться приглашения на личную встречу. Задача работодателя определяется "Диалоговой карточкой-заданием". Итоги каждого телефонного звонка обсуждаются группой. Руководители корректируют ход обсуждения с целью поддержания конструктивной позиции группы и сохранения положительной мотивации игроков на дальнейшую работу.

В процессе обсуждения вырабатываются общие рекомендации для следующих пар игроков.

Желательно, чтобы каждый член группы получил возможность выступить хотя бы в одной роли "работодателя" и "кандидата" и осознать специфику общения по телефону в каждой роли.

После окончания активной фазы игры руководитель организует групповое обсуждение следующих вопросов:

1. Что было самым трудным при ведении телефонного разговора?

2. Как Вы с этим справились?

3. Какие проблемы телефонного общения Вы не сумели решить в ходе тренинга?

Диалоговые карты-задания

1. Работодатель: "Вакансия занята".

2. Работодатель: "Направьте резюме по факсу".

3. Работодатель: "Сообщите сведения о себе, мы Вам позвоним".

4. Работодатель: "Расскажите о себе".

Основные принципы проведения психотерапевтического сеанса

Наиболее важными формами в работе с детьми и под¬ростками являются:

•   индивидуальная работа с ребенком или подростком;

•   консультирование и психотерапия родителей;

•   семейная психотерапия;

•   групповая психотерапия

Первые сеансы обычно нацелены на присоединение к клиенту, идентификацию проблемы, преодоление беспо¬мощности, выбор приоритетного направления, обнаруже¬ние связи между иррациональным убеждением и эмоцией, выяснение ошибок в мышлении, определение зон воз¬можного изменения, включение клиента в интегративньтй подход.

В начале каждого занятия во время интервью совмест¬ными усилиями принимается решение, какой перечень проблем будет затронут. Формированию ответственности за свой результат способствует «повестка дня» (прием когнитивно-поведенческой психотерапии), благодаря ко¬торой удается последовательно прорабатывать психотера¬певтические «мишени». «Повестка дня» обычно начина¬ется с короткого обзора опыта клиента, вынесенного с последнего занятия. Она включает «обратную связь» пси¬хотерапевта по поводу домашних заданий. Затем клиента стимулируют высказываться, над какими проблемами он хотел бы работать на занятии (стимуляция ответственно¬сти подростка). 

По окончании занятия иногда суммируются (в некото¬рых случаях письменно) наиболее важные выводы психо¬терапевтического сеанса, анализируется эмоциональное состояние клиента. Наконец, совместно с ним определяет¬ся характер самостоятельной домашней работы, задачей которой служит закрепление знаний или умений, полу¬ченных на занятии. Домашняя работа основывается на ма¬териале последнего.

Приводим наиболее типичные варианты домашних за¬даний.

>   Ежедневная запись дисфункциональных мыслей с рациональным ответом. Это задание одновременно явля¬ется  интегративной техникой,  включающей  в себя ряд приемов когнитивно-поведенческой психотерапии.

>   Список удовольствий, которые может получать кли¬ент независимо от другого человека.

>   Графики изменений настроения в течение дня.

>   Библиотерапия:    осуществлется    подбор    художе¬ственной и научно-популярной литературы по проблеме клиента.

>  Заполнение опросников.

>  Обзор основных проблем, обсуждавшихся на заня¬тии.

>   Прослушивание кассеты с записью занятия.

>   Написание автобиографического отрывка.

>   Практика приемов совладания (копинг-поведения), релаксации.

Инструкция по работе с отрицательными эмоциями (злостью)

1.  Будь готов к неприятностям.

2.  Используй неприятности как сигнал, что пришло время для изменений.                                 

3.  Говори себе только хорошее и используй инструкции.

Подготовка к неприятностям

1.  Отвергай беспомощность. Работай над собой, следуя плану.

2.  Сохраняй позитивную установку, помни, что гнев в спра¬ведливой ситуации нужен и полезен!

Некоторые самоутверждения:

-    перестань беспокоиться об этом;

-    злость не исправит положения;

-    это неприятно, но это нельзя исправить;

-    я чувствую напряжение — это естественно;

-    что я могу предпринять взамен злости;

-    нет причин бросать заниматься самоконтролем, это минут¬ная слабость — думать, что у меня ничего не получится;

-    позволю себе просто дышать глубоко и расслабляться.

Конфронтация

Столкновение с неприятностями и событиями, которые по¬шли не по моему плану.

Использую упражнения и инструкции по преодолению сла¬бостей:

-    это хорошо, что я чувствую напряжение;

-    это дает мне знать, что мне нужно проверить себя на проч¬ность;

-    я буду учиться справляться со злостью;

-    я останавливаю неприятные мысли, говорю им: «Стоп!», представляю взамен приятную картину;

-    меня начинает трясти», я вспоминаю расслабление, вызы¬ваю в памяти приятный образ, помню инструкции;

-    я не хочу думать о своей злости, я буду вспоминать прият¬ную картину; сейчас я сделаю перерыв, а потом решу, что делать в этой ситуации;

-    я не пытаюсь совсем убрать злость, я просто делаю ее пе¬реносимой для себя и других;

-    я знаю, что моя злость мгновенно вспыхивает, но я могу держать ее под контролем.

Завершение ситуации

Ну, вот я и справилась со своими чувствами! Я молодец! Ни¬кого не убила! Надо себя чем-то побаловать!

Инструкции, позволяющие вырабатывать альтернативы агрес¬сивному поведению, девушка составляла сама дома и на занятии вместе с психотерапевтов

Инструкция для подростка Как справиться со злостью

1. Некоторые отношения вообще., не могут существо¬вать. Не нужно приносить себя в жертву. Вспомнить анекдот про скорпиона и черепаху, в котором скорпион, несмотря на обещание не кусаться, не сдержал своего обещания.

2.  Принять все свои чувства в себе, но отложить рас¬праву.

3.  Написать предавшему другу письмо.

4.  Объясниться по телефону, но, чтобы «не ехала кры¬ша» , заготовить шпаргалку, о чем нужно будет сказать.

5.  Объясниться лично, начиная со слов: «Мне не нра¬вится...» Быть готовым к любой реакции.

6.  Если злость не проходит, позвать третьего, чтобы выслушать его мнение.

7.  В воображении представить, как я убиваю своего «врага», тогда в реальности уменьшаются возможности сделать это.

8.  Выместить гнев (ярость) на подушке.

9.  Найти   кого-то, с кем м.ожно  поделиться  своими чувствами.

10.  Исповедаться в грехах (гнев — это тоже грех) свя¬щеннику.

11.  Порвать    фотографию    (нарисованный    портрет) обидчика.

12. Устроить очищение в ванне. Набрать воду, создать пену, поставить свечи: пусть злость сгорает в пламени свечи.

13.  Вспомнить русскую поговорку: «Как аукнется, так и откликнется».

14.  Мой успех и личные достижения — лучший спо¬соб отомстить.

15.  Прощать зло и помнить о том, что жизнь дана для развития собственной души и способностей.

16.  Помнить, что люди могут потом раскаяться в сво¬их поступках и измениться.

17.  Иногда полезно задуматься, почему человек посту¬пил так.

18.  Попросить помощи у того, кто обидел.

19.  Гнев является одним из смертных грехов, разру¬шающих душу, приводящих к смерти души при живом теле. В основе нередко лежит гордыня — желание отли¬чаться от других, не прощать, ошибки, отомстить.

20.  Придумать анекдот, шутку по поводу конкретного случая, когда вспыхнул гнев. Юмор является противо¬ядием, противоположностью гневу.

21.  За каждое проявление злости придумать систему штрафов.  Например, пожертвовать в помощь брошен¬ным животным 5 рублей, если разозлился не в меру и по незначительному поводу.

22.   Полезной является  работа над  преобразованием образа «агрессивного персонажа»  (это проделывали на занятии с психотерапевтом).

23.  Если в течение недели удалось удержаться от зло¬сти, драки и других разрушительных действий, необходимо поощрить себя чем-либо.

После определения «мишеней» психотерапии наибо¬лее подходящие приемы для работы с подростками возни¬кают по ходу дела. Это зависит от опыта психотерапевта.

Для молодых, начинающих психологов предлагаем ис¬пользовать «решетку Лазаруса» или разделять приемы, ко¬торые в большей степени влияют на одну из сфер лично¬сти подростка (эмоциональную, когнитивную или поведенческую).

Приемы интегративной психотерапии основаны на изменении неадекватных стереотипов поведения, часто сопровождаемых тревогой, агрессией или депрессией, представлений, которыми личность реагирует на внешние события.

Кроме того, одна из принципиальных задач каждой техники — изменить дисфункциональное мышление. На¬пример, если в начале терапевтического вмешательства клиент сообщает, что его ничто не радует, а после прове¬дения курса занятий меняет эту установку на позитивную, то одна из задач выполнена.

Остановимся на наиболее часто применяемых приемов для работы с подростками, имеющими эмоциональные и поведенческие расстройства.

Психологическое сопровождение учащихся при подготовке к ЕГЭ

Советы выпускникам

Подготовка к экзамену

Подготовь место для занятий;

Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета;

Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы;

Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего;

Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут— перерыв;

Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.

Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов;

Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха;

Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена

Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя.

В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

Если на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

Перед началом тестирования

В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д).

Будь внимателен! От того, как ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

Во время тестирования

Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся.

Внимательно прочитай вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его, чтобы потом к нему вернуться.

Начни с лёгкого!

Думай только о текущем задании!

Научись пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.

Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать её глазами и заметить явные ошибки.

Если не уверен в выборе ответа, доверься интуиции!

Setup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно